+7917-914-87-60

Идея концептуализации в «отчет от третьего лица» того, что понимаю в виде «отчета от первого лица», вынашивалась мной давно, но я никак не мог решиться на это. Меня останавливало то, что я мог попасть в ловушку понятий и определений. И, всё-таки, я попытаюсь это сделать.

 Идея найти и использовать в терапии точки «вхождения» в живую функциональную систему возникла давно – с понимания, что причина проблем со здоровьем и того, что человек рождается человеком, одна и та же. И этой причиной, как объясняют нам древние мудрецы, является безначальное неведение. В какой момент неведение становится проблемой для человека? Этот трудный вопрос требовал ответа. Тем более, если терапия подразумевает восстановление здоровья устранением причин нездоровья. Если убирать причину, неведение, то под вопросом становится само существование человека. Определенные практики духовного развития демонстрируют свою посмертную реализацию в радужное тело света. Но подобное возможно только за счет осознанных практик личного опыта осознавания.  

Задача терапевта иная – восстановление здоровья. По определению П.К. Анохина, которое справедливо и для метода «Касание ангела», норма или здоровье – это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом.  Поэтому главная цель в восстановлении здоровья не устранение неведения, а восстановление баланса соотношений последствий действия неведения. На мой взгляд, здоровье это категория соотношений: баланс между счастьем и страданием – баланс между идеальным и материальным. Страдает физическое тело, и, как пример, чтобы исключить страдания практики духовного развития выбирают путь реализации в радужное тело света, отказываясь от материальной телесной оболочки. Здоровье — это, также, и соотношение сознания и физического, баланс между психикой и физиологией. Если рассматривать баланс соотношений через «Теорию функциональной системы» П.К. Анохина, здоровье — это соотношение негативных и положительных эмоций, соотношение количества функциональных систем, не достигших цели и функциональных систем, достигших цели. Или, говоря языком гештальтпсихологии, здоровье измеряется соотношением закрытых и незакрытых гештальтов.

Категория соотношений в философии называется мерой. Мера — это такая философская категория, которая выражает диалектическое единство качественных и количественных характеристик материального объекта. Через философскую категорию «мера» здоровье будет представляться как соотношение количества и качества. В рамках определенного измерения «мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот». Точку, относительно которой возникает мера различных форм равновесия, я назвал точкой нулевого доступа. Точка нулевого доступа позволяет соотношения измерить пообъектно. Одной из таких точек нулевого доступа является ось постуры. Но ось постуры сам состоит из определенного количества точек нулевого доступа. Поэтому ось постуры это сумма точек нулевого доступа. Точка нулевого доступа создает систему измерения, где относительно точки нулевого доступа оценивается состояние организма. Главной точкой нулевого доступа является присутствие терапевта. Присутствие является противоположным неведению, поэтому является точкой, относительно которой оценивается количественное и качественное соотношения состояния пациента. Присутствие относится к состоянию сознания терапевта. Вся процедура терапии выстраивается относительно состояния присутствия терапевта. Присутствие терапевта создает систему измерений, относительно которого возникают соотношения, участвующие в балансе здоровья.    

Некоторые специалисты, работающие в теме восстановления здоровья, выражают, если говорить мягко, недоумение наличием в методе «Биодинамическое центрирование «Касание ангела» (КА), где основным инструментом является сознание терапевта, отсылок на фундаментальные физические закономерности в объяснении терапевтической технологии. «Ну, осознаёшь ты там что-то, зачем приплетать в объяснение терапевтического эффекта физические законы, научные теории и данные научных экспериментов?  Ты же продавливаешь своей Волей эти терапевтические результаты – так и говори, и не ссылайся на научные теории или научно доказывай свои объяснения», — такое слышу часто. Здесь нужно сразу же оговорить два момента. Первый момент: терапевт в КА не продавливает своей Волей ничего. Сознание терапевта следует запросам пациента, следует за текущим состоянием организма пациента, и если участвует Воля, то это воля пациента быть здоровым. Второй момент: физические закономерности, научные теории и эксперименты помогают терапевту создавать высоко качественные границы измерения и осознавания.

Если я опираюсь на научное утверждение, что материальный мир создан за счет фундаментальных физических взаимодействий – что тут нужно доказывать? Это научная данность. Если я говорю, что на любой материальный объект на Земле, будь он живой или неживой природы, действует сила тяжести и вес – то это научная данность. Не нужно ничего доказывать дополнительно то, что уже доказано. Эти данные многократно проверены учеными.

 Как мне кажется, это недоумение возникает тогда, когда в объяснении технологии метода я начинаю соединять сугубо объективные научные факты с сугубо субъективным –  работой сознанием. Соединение объективного с субъективным является самым трудным в понимании технологии КА, когда в силу образования и воспитания в миропонимании человек жестко стоит на научной парадигме.  Понимания того, каким образом получается нужный терапевтический эффект посредством «ничего-не-делания», а именно так выглядит работа специалиста КА, нет и у тех, кто начинает осваивать метод КА. Возможно, эта статья каким-то образом позволит интересующимся методом КА продвинуться в понимании технологии КА. Прежде чем продолжить, хочу сделать некоторое отступление от темы, вынесенной в заголовок. Это отступление, как мне кажется, необходимо для понимания процесса формирования опыта приспособления и генетической передачи опыта своим потомкам. Ведь болезни они не насылаются человеку Небесами как кара, а формируются из его опыта приспособления, который мы производим каждый миг своей жизни.

И особо хочу отметить следующее. Для понимания моих мыслей, изложенных в этой статье, не годится подход, который рассматривает живой организм в виде: тело отдельно, сознание отдельно; или же в виде простой суммы тела и психики; и все представления не рассматривают окружающую среду частью живого организма. Я писал эту статью исходя из своего представления о живом организме. Для представления живого организма я пользуюсь моделью гиперсетей или графов, где узлы (вершины) нижележащей гиперсети являются узлом вышележащей. И я излагаю в этой статье, исходя из такого представления.

Вашему вниманию ролик, нарезанный из большого видео лекции Александрова Юрия Иосифовича, доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента РАО, заведующего лабораторией психофизиологии им. В.Б. Швыркова (https://youtu.be/PgOKi_8gpO8). Как мы видим в ролике, научение начинается с удивления, что приводит к рассогласованию прежде приобретенного опыта приспособления. Это рассогласование мы называем стрессом. Любая новая ситуация требует приспособления (адаптации) к вновь возникшим условиям (жизни). В основе научения лежат эмоции – удивления, эмоциональной оценки (плохо-хорошо). Наверху опыта находятся концепции, объясняющие эмоции, речь в виде «отчета от первого лица» понимать самому и «отчета от третьего лица» рассказать о своем опыте, объяснить свой опыт другим. Затянувшийся стресс свидетельствует о том, что нет успешного приспособительного результата. Так как научение, новый опыт возникает на базе безусловных и условных рефлексов, прежнего опыта путем их перебора, проб, затянувшийся стресс говорит о том, что в «кэше» ранее сформированного опыта что-то не так. Так как в научении участвует тело, то рефлексы положения тела в пространстве считаю базовыми и обращаю на их функциональность пристальное внимание.  

Переобучение во все времена человечества считалось трудной задачей. Считаю, одним из способов переобучения некорректно сформированного опыта, является путешествия. Путешествия по незнакомым местам предъявляет путешественникам вызовы, которые требуют приспособительного ответа. Автопутешествия, создавая условия ограниченной подвижности, предъявляет телу особые условия и требования выработки нового приспособительного опыта. Так как в этом процессе занят весь организм, то начинают проявляться «узкие» места приспособления в соотношении психики и тела, в психосоматике. Это было некоторое отступление от основной темы точки нулевого доступа. А теперь я продолжу уже по теме.

Образование и воспитание говорит: на физическое может влиять только физическое (детерминизм). Но мы то с вами знаем, что негативная мысль может мгновенно изменить психоэмоциональное состояние, физиологическое состояние (скакнуло АД, изменился химический состав крови и т.п.) и физическое состояние организма (перекосило лицо, мышечный спазм изменил положение центра тяжести и тд.). Чтобы исключить подобные провалы в понимании каким образом может взаимодействовать нематериальное (сознание, внимание, память, намерение) с материальным (мозг, тело, физиология) требуется сделать два важных допущения.

Первое допущение: сознание – это феномен, не нарушающий фундаментальные законы физики. За миллионы лет эволюции сформировалась согласованность между сознанием и мозгом, телом. Сформировалась не только согласованность, но и функциональная зависимость. И второе допущение: сознание является продуктом биологической эволюции. Это допущение предполагает, что когда-то, когда биологической жизни не было, сознания не существовало, сознание появляется в ходе эволюции биологической жизни. Это допущение станет понятным, если считать, что сознание это функция ума для коммуникации с объектами. С появлением живых материальных объектов возникает сознание, как функция ума для коммуникации с этими объектами.

В процессе эволюции идеальное (сознание) и материальное в живом организме нашли способы взаимодействия. Взаимодействия создают соотношения. На научном уровне познания фундаментальные физические взаимодействия создают соотношения фундаментальных физических закономерностей. На уровне метафизики, где объектом познания является сознание, создаются другие соотношения. И все эти соотношения в ходе эволюции сформировали различные формы взаимодействия сознания и тела. В норме в живом организме физические и метафизические закономерности должны быть в гармонии.

Для терапевта важно понимать свои действия: представлять какой должна быть цель и способы достижения этой цели. Понимание важно не только для достижения терапевтического результата, но и для безопасности этого процесса. Терапевт, контактируя с больным организмом, для анализа его состояния «загружает» данные о пациенте в нейронные сети своего мозга. Эти данные возникают в результате чувственного опыта, в том числе и аппаратные данные. По-другому, кроме как через органы чувств, эти данные в нейронные сети попасть не могут. В нейронных сетях происходит обработка с участием сознания. Работа сознания не сводится только к функциям мозга. Сознание — это функция ума для коммуникации последнего с различными по качеству и свойствам объектами. Эти объекты могут быть не только материальными. Есть еще объекты ума, которые характеризуются как сверхтонкие и тонкие. Материальные (физические) объекты для ума являются грубыми, и он коммуницирует с ними через грубое сознание. Но какими бы не были функции сознания они являются функциями одного ума – ума терапевта. И терапевту важно знать границы коммуникации: если работа происходит с телом, а восстановление здоровья — это как раз этот уровень работы, то важно не нарушать границы физических закономерностей. Если происходит некоторое нарушение границ, то делать это в поле действия физических законов.

Если не соблюдать границ коммуникации, то в процессе анализа состояния больного организма могут возникнуть обобщения в виде абстракций низкого порядка. «Низкий» —определение относительное, возникающее в сравнении с другой категорией — обобщений в зоне действия фундаментальных физических законов. Абстракции высокого порядка, в большей степени являясь продуктом фундаментальных физических закономерностей, более безопасны для терапевтического процесса. Отчасти, отвечая на недоумение «почему бы не продавливать терапевтический результат только волей», хочу отметить, что терапия должна строиться на идее восстановления здоровья за счет собственных ресурсов организма (и это безопасно), а продавливая волей результат можно вовлечь в процесс ненужные элементы. В традиционной тибетской медицине есть класс причин болезней, которые выходят за границы физического измерения – объекты сверхтонких и тонких измерений (различные духи, голодные преты и т.п.). Как говорится: «не поминай лихо, пока тихо» или «не умножай сущее без необходимости».

 Считаю более низкого порядка те абстракции, которые не опираются на фундаментальные физические закономерности. Абстракции низкого порядка рождают класс причин, которые могут быть далекими от фактически действующих. Чувственный опыт индивидуума на уровне «отчета от первого лица» содержит множество обобщений в виде абстракций, которые понятны только ему. И за каждым таким обобщением стоит гамма чувств и ощущений. И в мозге также: один нейрон специализируется на каком-то одном образе, но возбуждаясь возбуждает множество других нейронов и нейронных сетей, специализирующихся на других образах (цвет, запах, вкус и т.д.). Это сравнение демонстрирует схожесть процессов сознания и мозга. Ведь абстракция, являясь мысленным отвлечением от тех или иных сторон, свойств, связей объекта или явления с целью выделения существенных и закономерных признаков, это продукт совместной деятельности сознания и мозга (тела). В создании абстракций участвуют чувства, эмоции и ощущения: потребность рождает чувство, чувство – эмоции и ощущения. Эмоции и ощущения всегда связаны с телом. Если эмоции, на мой взгляд, это продукт ритмичного соотношения сознания и тела, то ощущения больше связаны с нейронами и рецепторами. По моему представлению, эмоции являются интерфейсом между сознанием и телом – это «язык общения» понятный как сознанию, так и телу, мозгу.

Нужно помнить важную вещь: все эти коммуникации, каким бы они не выглядели, описываются фундаментальными физическими взаимодействиями – гравитационным, электромагнитным, сильным и слабым. Иной подход к пониманию процессов будет рождать абстракции с конспирологическим содержанием. Соотношение «объективного» и «субъективного» важный показатель восприятия (перцепции). «Объективное» — это то, что принадлежит объекту – тому, что изучается. «Субъективное» — это то, что принадлежит субъекту – тому, кто изучает. «Субъективное» — это отношение субъекта (познающего, изучающего) к объекту (тому, что познается, изучается).

Чтобы исключить искажения при передаче своих ощущений (отчет от первого лица) другим в «отчете от третьего лица» (это когда пытаешься посмотреть на свои ощущения как бы со стороны, глазами другого человека) применяется определенный понятийный аппарат – парадигму — определенный набор концепций или шаблонов мышления. Научное сообщество имеет свою научную парадигму. Религиозные и духовные сообщества имеют свои парадигмы.

В методе КА имеется своя парадигма, потому что решаются психосоматические задачи, по условию которых нужно устранить психосоматическую проблему. По содержанию психосоматическая проблема – это проблема соотношения сознания и тела. Эта проблема содержит четко выделяемый объект – тело, и объект, который с трудом можно объективировать, а может быть и вовсе невозможно объективировать — это сознание. Эта проблема – трудная проблема, для решения которой и создана своя парадигма, где имеется определенное соотношение концепций и шаблонов мышления, принадлежащие как научной парадигме, так и различным духовным и религиозным парадигмам. В основном в парадигме КА применяются концепции, позаимствованные из набора концепций традиционной тибетской медицины, на которые, в свою очередь, имели влияния парадигмы буддизма и бон.

Альберт Эйнштейн в своем письме к Морису Соловину предложил схему научного познания. Эта схема интересная и полезная в методологическом плане для познания с целью поиска ответа на трудные вопросы. Такие вопросы перед нами ставит психосоматическая проблема – где ее причина? Проблема – это следствие. И где же причина? Вероятнее всего, ответ нужно искать, руководствуясь пониманием, что причина психосоматической проблемы тоже психосоматическая. Причина не является отдельно психической или соматической (телесной), а является именно психосоматической, которая, соединяя в себе психические и соматические причины, создает нечто новое, которое не сводится к простому сложению двух планов причин (психического и соматического). Это нечто новое, которое мы называем психосоматикой, является системой с новыми свойствами, не присущими отдельно психике (сознанию) и телу.

Эйнштейн в письме рисует такую схему:

Схема научного познания по Эйнштейну
  1. Он чертит горизонтальную линию и обозначает ее буквой «Е». «Е», по Эйнштейну, означает совокупность всего нашего опыта, которым мы обладаем через восприятие невооруженным взглядом или приборами. На схеме точки на этой линии – чувственный опыт. «Е» — это experience, что с английского переводится «опыт».
  2. Над горизонтальной линией «Е» он рисует кривую, которая проходит какое-то расстояние над линией «Е», не касаясь ее, затем идет дугой вверх. Эта линия как бы летит над большим количеством эмпирических наблюдений, но не соприкасается с ними. Эту кривую Эйнштейн обозначил буквой «I» — интуиция.
  3. Интуиция как бы летит над большим количеством чувственного опыта и приводит к некому ядру. Это ядро Эйнштейн обозначил буквой «А» — аксиомы, которые обладают абстракцией, потому что не выводятся из логики, а возникают в виде инсайта, озарения.
  4. Эйнштейн далее объяснял, что в это ядро «А» входят новые фундаментальные понятия и концепции, и принципы, которые их связывают.
  5. От этих базовых принципов Эйнштейн рисовал три стрелки, направленные вниз на линию «Е». Эти стрелки обозначались буквой «S» — statement – утверждение. Утверждения — это некоторые законы, правила, которые можно было бы сопоставить с чувственным опытом. Три стрелки – три набора утверждений. Один набор утверждений (S’) возвращается к тому опыту, который мы знаем, и объясняет его с новых позиций. Второй набор утверждений (S’’) – это предсказания появления новых областей познания, о которых мы до этого не догадывались, но эти утверждения как бы дают подсказку в каком направлении к ним двигаться. Третий набор утверждений (S’’’) – это предсказание появления областей познания далекого будущего, для познания которого не то, что нет приборов, даже технологий нет, чтобы проверить.

  По схеме инсайты обладают высокой абстракцией, потому что возникают из научного познания. Хотя схема изображает способ научного познания, но, являясь универсальной, методологически подходит для изображения схемы поиска психосоматических причин расстройства здоровья. Считаю важным понимание того, каким образом возникают причины этих расстройств. Используя эту схему, приходит понимание, что причины расстройств лежат не сколько в области первой сигнальной системы человека (по Павлову И.П.), а в области второй сигнальной системы, где формируются мысли, речь, система знаков и обобщений, в том числе и абстрактные. Доминируя над первой сигнальной системой, вторая сигнальная система является основой причин психосоматических расстройств. Но, в то же время, несомненно имеется влияние первой сигнальной системы.

Познание причинных областей психосоматических расстройств, также как в научном познании сложных проблем, начинается с чувственного опыта, претерпевает ряд инсайтов и приводит к различным аксиомам, которые через ряд утверждений проверяются опять же на чувственном опыте. Схема сигнальной системы человека по Павлову принципиально схожа с схемой Эйнштейна: начинается с чувственного опыта, претерпевает ряд концептуальных изменений и возвращается к чувственному опыту, но уже с новыми доминантами восприятия. Это естественный путь трансформации условных раздражителей в класс психосоматических причин.

Метод КА сформировался, используя эту принципиальную схему. Таким образом возникли в методе КА концепции: оси постуры, датчиков и реперов оси постуры; пяти первоэлементов, пяти ветвей и трех дош; информационного подхода регуляции психосоматических расстройств; тенсегрити. Это я перечислил базовые концепции. Есть и другие: на основе базовых концепций возникли концепции устранения невротических расстройств, сердечной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата, висцеральных расстройств и т.д. и т.п.

 Сейчас я излагаю концепцию «точка нулевого доступа» (ТНД). Хотя эта концепция пронизывает все другие концепции, но пришло время отдельного изложения. Концепция ТНД, как мне представляется, более полно объяснит каким образом терапевт КА должен размышлять и проникать в область психосоматических причин, которые по-сути являются абстракциями. Область психосоматических причин лежит внелогического опыта человека. Но нам нужно что-то, что лежит в области логики, но связано с внелогическим опытом. И такое логическое появляется с внесением в анализ состояния организма рассмотрение поведения под действием сил, которые действуют на тело. Основной силой, которая действует на тело, является сила тяжести. В поле действия силы тяжести возникает другая сила – вес. Что бы не происходило с человеком в психосоматическом плане, всё происходит под действием силы тяжести. Поэтому во всех психосоматических реакциях участвует реакция приспособления к действию силы тяжести и ее производных. Смеется человек или плачет, думает о мести или о полете в космос, смотрит с вожделением или с горечью, всё его поведение происходит под действием силы тяжести.

Что такое «точка нулевого доступа» объясняет определение «центр тяжести»: это такая точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все части тела. Закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном, гласит: два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. В частном случае, сила тяжести – это сила, действующая на тело со стороны Земли и сообщающая ему ускорение свободного падения. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз (по направлению к центру Земли).

Так как тело человека неоднородно, то следует упомянуть про центр масс тела. Центр масс — это геометрическая точка, положение которой характеризует распределение масс в теле. Силы, которые действуют на тело в условиях гравитационного взаимодействия, имеют вектор, поэтому центр тяжести тела это векторная сумма, которая, в силу равнодействия по определению, имеют значение ноль. Ось постуры имеет геометрическое положение и имеет положение, исходящее из векторной суммы. Ось постуры имеет значение «точки нулевого доступа», но по причине психосоматических переживаний теряет своё нулевое значение.

Текущее время имеет нулевое значение, так как складывается из прошлого и будущего. Человеку свойственно переживать о том, что было и о том, чего еще не было. Переживая, человек теряет текущее время и живет прошлым или будущим. Прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило, но человек продолжает жить этим, теряя при этом, связь с текущим временем. Время имеет направление, вектор, и настоящее складывается как векторная сумма состояний. Состояние «сейчас» определяет положение «здесь». Присутствие и осознавание имеют признаки точки нулевого доступа.

Естественное состояние ума пустотна. Это не говорит о том, что в этом состоянии нет ничего, а наоборот. В состояние пустотности ума суммируются векторы всех действующих сил, из взаимодействия которых возникает всё сущее. Метафизически эти силы возникают «как игра ясного света»: из энергии пустоты возникает ясность (присутствие), из чего возникает ясный свет; из пяти сияний ясного света возникают пять первоэлементов, из которых возникает всё сущее, в том числе и пять ветвей физического тела человека.

 Зуб второго шейного позвонка (зуб С2) обладает свойствами точки нулевого доступа. По факту, по причине потери равновесия действия сил, прилагаемых к физическому телу (сила тяжести, центробежные силы и других, возникающих из фундаментальных физических взаимодействий) векторная сумма этих сил в точке зуба С2 не равняется нулю. Осознавание зуба С2 извлекает из памяти свойства точки нулевого доступа, в первую очередь, которое имеет практическое значение для восстановления равновесия, извлекаются соотношения.

Зуб С2 являются точкой доступа к решению «уравнения Магнуса». Открытие Рудольфа Магнуса, величайшего физиолога, я назвал «уравнение Магнуса»: «Положение головы в пространстве определяет мозаику возбуждения в теле и в мозге. Положение головы и возбуждение в мозге определяет распределение возбуждения на периферии, возбуждение периферии определяет положение головы и возбуждение в мозге.» Это величайшее открытие Магнуса: положение головы в пространстве определяет распределение напряжения в теле. Положение головы в пространстве определяет соотношения головы с плоскостью горизонта, частями тела и телом в целом. Если еще не забыли, вектор действия силы тяжести тела направлен от центра тяжести тела к центру Земли и перпендикулярен поверхности земли. Плоскость горизонта параллельна поверхности Земли.

Точки нулевого доступа устанавливают соотношения действующих сил, и все находятся в одной функциональной связи, можно сказать, в одной функциональной системе. Нарушение равновесия соотношений в одной точке нулевого доступа приводит к дисбалансу состояния в других точках, и все они поддерживают текущее состояние соотношений друг друга.

Психосоматика это соотношение идеального и материального, то есть – сознания и тела. Причины психосоматических расстройств находятся в области соотношения сознания и тела. Выше привел некоторые соотношения, которые условно можно определить как принадлежащие сознанию (соотношения пяти первоэлементов, например); есть соотношения, которые являются переходными от одного начала к другому (концепция пяти ветвей, например); есть, если можно так назвать, соотношения абстракций (концепция трех соков или дош, например); есть соотношения физических закономерностей (концепция «уравнение Магнуса», теория функциональных систем Анохина К.П, теория сознания и мозга Анохина К.В. и другие, которые отличаются фундаментальностью).

В целом концепция «точка нулевого доступа» такова, но, как обычно бывает у психосоматических концепций, есть множество нюансов, которые и имеют практическое значение для достижения нужного терапевтического результата. Если вы дочитали до этого места и вам понятно мое изложение, то я рад этому. Но еще раз перечитайте уже крепко держась за модель графов или гиперсетей. Этот образ гиперсетей должен включать в себя три составляющие живого организма: сознание, тело и окружающую среду. Каждая составляющая формирует свою гиперсеть с включением в себя узлов из гиперсетей других составляющих. Между узлами возникают связи (ребра). Общий принцип формирования гиперсети повторяется: по сути, гиперсеть строится многократным повторением простой схемы построения – узлы нижележащей системы отдают связи узлу вышележащей системы. Более понятной схемой гиперсети является гиперсеть, которая возникает под действием силы тяжести и веса.

В простом определении, вес это сила, которая действует на подвес или опору объекта, за счет действия силы тяжести, действующей на объект. Анатомически тело человека состоит из множества объектов, самый, может быть, маленький из них является клетка. И тело так устроено, что каждый объект одновременно и подвешен за что-то и опирается на что-то. И в целом тело подвешено за действие сил притяжения планет и звезды «по имени Солнце» и одновременно опирается на действие этих сил. И когда человек психоэмоционально переживает какие-то события, действие этих сил не прекращается ни на миг. Все эти переживания встраиваются в приспособительные реакции к действию силы тяжести, веса и других сил упругости. Механизмы рефлексов положения тела в пространстве и установочных рефлексов отражают в своем исполнении психосоматические состояния. Исправляя механизмы исполнения этих рефлексов выправляются психосоматические состояния.

В основе сложнейших форм поведения человека лежит многократное повторение простейших алгоритмов – растяжение и сжатие: сухожильно-мышечного аппарата в двигательных актах, сердечной деятельности, циркуляции крови и лимфы, перистальтика ЖКТ и т.д. Растяжение и сжатие вполне согласуется с действием силы тяжести и веса это те же подвес и опора. Концепция тенсегрити гармонично встраивается в понимание действия силы тяжести и ее производных. Таким образом возникает концепция

«к здоровью через равновесие».