II
Тибетские традиционные философско-религиозные и медицинские системы, которые в традиционной тибетской медицине (ТТМ) в виде этики, философии, религии и медицины слились в одно неразрывное, высказывают основополагающее убеждение, что:
- Основой Жизни является пульсация. И эта пульсация больше, чем пульсация в виде сердечно-сосудистых сокращений. Все сущее находится под действием этой пульсации.
- Пять сияний Ясного Света формируют пять махабхут, первоэлементов, из которых выстроено все сущее, в том числе и человек в целом. Эти махабхуты – пространство, воздух, огонь, вода и земля. Поэтому человек является неразрывно целым с окружающей его средой.
- Основой психофизиологического процесса является прана, жизненная энергия, которая движется по многочисленным каналам, которым нет числа. При смерти прана растворяется, при болезни блокируется и разрушается, в медитации – направляется и контролируется. Прана пронизывает все сущее, но не определима; не имея измерений, она не познаваема.
- Из энергии махабхут формируются три функциональные системы, имеющие название рлунг, мкхрис и бадкан.
Буддийским учением, систематично описывающим мироустройство, прежде всего, как явления сознания и природы, является Абхидхарма. Абхидхарма это буддийская метафизика. Абхидхарма считается буддийской мировоззренческой философией и психологией. Абхидхарма описывает ум, как соединение трех ментальных факторов чувственного, познавательного и эмоционального качеств: благотворно влияющих, причиняющих страдания и не причиняющих страдания. Причинами, лежащими в основе физических и психических болезней, являются ментальные факторы, причиняющие страдания. Таковыми являются жадность, ненависть, гордость, зависть, привязанность. Все эти болезненные факторы являются производными одного – неведения. Обнаружить и уничтожить эти болезненные факторы можно только через практику медитации. Основой здоровья является ум, свободный от факторов, причиняющих страдания, что и является целью медитации.
ТТМ занимается сохранением, поддержанием и восстановлением равновесия рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), которые вместе называются «три-ньес-па» («три дефекта»). Баланс этих «ньес-па» дают здоровье. Тибетская медицина считает, что нарушение равновесия «ньес-па» происходит по психологическим причинам.
В буддийской теории Абхидхармы возникновение трех ньес-па рассматриваются так: «Сам факт, что кто-то рождается, является отражением того факта, что мы подвержены смерти. Мы рождаемся из-за присутствия в нас неведения, которое является дальней причиной всех расстройств. То, что мы родились, само собой является отражением того факта, что мы подвержены расстройствам из-за присутствия неведения – неспособности понять действительную природу вещей; из-за этого непонимания природы вещей возникают другие типы негативного состояния ума. Например, из-за неведения у нас развивается омраченность – тип неведения, не позволяющий нам осознавать свои ошибки, отрицательные стороны и недостатки. Отсюда берут начало другие четыре типа негативного ума: желание, гордость, ненависть, зависть. От них происходят физические их проявления в виде трех соков (рлунг, мкхрис, бадкан). Природы или характеристики желания фактически соответствуют рлунг, жизненным токам; из-за этого соответствия желаний происходит расстройство ветра. Ненависть подобна огню или огромной энергии; от нее идут энергетические нарушения или расстройства мкхрис. От омраченности, которая глубока, тяжела, тупа и туманна, происходят расстройства бадкан. Характеристики бадкан соответствуют тяжести омраченности». Как видим, психологическая теория Абхидхармы привязана к медицинским теориям трех ньес-па.
В древних философских принципах, лежащих, в частности, в концепции ТТМ, утверждается, что основой жизни является пульсация, а основой всего является пустота (кунжи); из энергии пустоты возникает присутствие или ясность. Пульсацию можно сравнить с волнами от брошенного в воду камня. У этих волн есть центр. Именно от этого центра круги расходятся по воде и, отражаясь от препятствия, возвращаются к своему центру. Центром жизни в человеке является его сердце. Сердце испускает ритмические пульсации, колебания которых гемодинамической волной распространяются по всему организму и создают корреляционные взаимоотношения со всеми его элементами. Вдох и выдох коррелируются с сердечной и нейрогуморальной деятельностями, создавая кардиореспираторный ансамбль нейровегетативной регуляции. Вдох и выдох, нейрогуморальное возбуждение и торможение, поступательно-возвратная циркуляция крови и других жидкостей коррелируются с механизмами сердечнососудистой деятельности и сердечными ритмами. Сердце является «императором» живой функциональной системы.
В сердце каждого находится пустота, дающая основу жизни. Из энергии пустоты возникает присутствие или ясность. При возникновении присутствия у человека проявляется чувственное переживание радости. Эта радость имеет метафору «радость сына от встречи с матерью». Матерью является кунжи. Сыном является присутствие, ясность естественного состояния, переживаемая индивидуумом как ни чем не затуманенная мудрость, сияющее самоосознание ума. Естественное состояние природы ума пустотно и ум располагается в сердце. Мать, сын и энергия. В одной метафоре ум сравнивается с хромым всадником, а энергию сравнивают со слепой лошадью: куда всадник лошадь направит, туда она и идет.
Основой здоровья является равновесие, баланс взаимодействия внешних и внутренних природных сил. Основой болезням является неведение. Неведение, через привязанность и пристрастие к страстям, создает дисбаланс во взаимодействии природных сил. Неведение возникает, когда человек забывает о светоносной сущности своей природы. Светоносная ясность, возникающая в пустоте изначального состояния — это сын матери-пустоты-пространства-кунжи. В изначальном состоянии пустота и ясность неразделимы. В изначальном состоянии пустота свободна от затуманенности (неведения). Пустота — это ясность, а ясность — это пустота. Нельзя сказать, что пустота — это одно, а ясность — это другое, поскольку в действительности они представляют собой неразрывное единство.
Присутствие, ясность является противоположностью неведению. Присутствие создает основу для гармоничного взаимодействия внешних и внутренних сил природы. В методе восстановления здоровья КА присутствие является основным терапевтическим состоянием ума целителя. Осознавание, перцепция, внимание, намерение — эти приемы используются терапевтом в состоянии присутствия. Присутствие дает этим приемам особо мощный потенциал. Важно зародить правильную мотивацию нести благо другим. Сначала мы должны восстановить контакты с нашим базовым благополучием и внутренним покоем, а затем излучать их окружающим. И тогда наш разум будет опираться на это основание. Очень важно не действовать из места эмоциональной раны или травмы.
Комментарии: