+7917-914-87-60

Продолжение. Начало здесь

Под здоровым телом подразумевается, что три сока — ветер, желчь и слизь не выступают в качестве непосредственных причин расстройств. Это позволяет организму осуществлять оптимальную жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом. Тем не менее, болезнь естественным образом находится в организме в скрытой форме. Так как условия, которые заставляют ее проявиться, еще не возникли, три сока находятся в состоянии равновесия, а не дисбаланса. Следует отметить, что три сока присутствуют у всех живых существ. Когда дисбаланса нет, они действуют как факторы, поддерживающие здоровье. Когда происходит нарушение равновесия, они уже действуют как причины болезней. Как видим, их функции двояки: в состоянии равновесия они являются функциями здорового тела и помогают поддерживать хорошее здоровье и ощущение счастья, но при нарушенном равновесии они становятся причинами физических и психических расстройств.

В основе своей все мы хотим счастья и не желаем ни болезней, ни страданий. Мы прилагаем огромные усилия по нашему собственному разумению для достижения счастья и избегания боли, а вместо этого приходим к обратному — навлекаем на себя еще большую боль и страдания и уменьшаем то счастье, которое имеем. Так как буддисты верят в перерождение, то усматривают причины проблем настоящего в прошлых деяниях, то считаю, что за этим всем стоит огромная сила наших прежних деяний, приводимая в действие причиняющими страдания эмоциями — страстью, ненавистью, неведением. Таким образом, существует сила, скрытая от нашего взгляда, которую не устранить внешними лекарствами или инъекциями — это карма, это прошлые деяния и те предрасположенности, которые остаются в нашем сознании. Корнем же неблагоприятной кармы, в свою очередь, являются три яда ума -страсть, ненависть и неведение. Следовательно, корнем всех болезней являются именно эти приносящие страдания эмоции — страсть, ненависть и неведение. Когда карма созревает, болезнь проявляется в настоящем.

В ТТМ есть тип болезней, которые инспирированы вмешательством духов. Как объясняют буддисты — есть невидимые силы, способные вредить человеку, и под влиянием таких духов даже без всякой видимой причины, человек может страдать от боли и различных расстройств. Даже при длительном медицинском лечении больной при таком типе болезней никак на это лечение не реагирует и продолжает страдать. Причиной страдания является дух, вызывающий болезнь, и пока он не будет подчинен духовными методами, никакой терапией, внешней или какой-либо другой, невозможно освободить человека от болезни. После изгнания духа наступает излечение.

Здесь представление ТТМ можно дополнить соображениями, которые дают возможность излечить такой тип болезней через глубокое восстановление баланса жизненных соков. Соображения просты, не отличаются оригинальностью: возможно, духов привлекают те следы в сознании, которые оставили прежние деяния; эти следы, накапливаясь слоями, созревают и создают условия во внутренней среде организма, которые становятся благоприятными для «проживания» духов.

В древних текстах пишется, что внимание человека на «поверхности» ума создает плотности. Я взял в кавычки слово «поверхность», потому что оно в прямом его смысле не применимо к уму. Ум пронизывает всё сущее, поэтому понимать термин «поверхность» нужно, исходя из этого состояния ума. Тело является протяженным объектом и, в то же время, протяженным пространством. Но живой организм человека намного больше того протяженного пространства, которое занимает тело. Интересы, внимание человека может распространяться очень далеко от физической локализации тела, создавая протяженное пространство живого организма. И в этом пространстве ума внимание создает точечные уплотнения притяжения, как бы прочерчивая пути движения внимания из точек притяжения сознания.   Мне приходит в голову применить к этим уплотнениям термин «traces of memory» – следы памяти. Эти следы памяти, по своей сути, есть ничто иное как сансарический опыт, который, накапливаясь взаимосвязанными слоями точечных уплотнений, в пространстве ума создает «кристаллическую решетку» кармы,  которую, теоретически, можно морфологически изменять, модифицирую опыт, применив осознавание переживаний этого опыта. Возможно, тогда внутренняя среда, морфологически измененной «кристаллической решетки», станет не такой привлекательной для духа, и он покинет это место.

 Основанием считать, что такая возможность существует, являются результаты научных экспериментов с памятью: новый опыт, встраиваясь в уже накопленный жизненный опыт, модифицирует, изменяет опыт и тех времен, которые находятся в прошлом. Мы постоянно чему-то учимся, обретаем новый опыт. Вначале научения происходит рассогласование ранее сформированного опыта, что приводит к экспрессии ранних генов у нейронов, на этих активированных нейронах мы пробуем достичь результата, активируем одни нейроны, другие. Наконец результат достигается. Этот результат уничтожает рассогласование, его больше нет, и начинается закрепление того опыта, что только что был приобретен. Затем происходит формирование нового опыта, включаются поздние гены, эти поздние гены изменяют морфологию нейронов, формируется новая нейронная система, которая вписывается в ранее сформированный опыт, происходит согласование с прежним опытом, в результате которого происходит модификация прошлого опыта. Насколько глубокие слои опыта затронет процесс модификации — нужно проверять на практике.

Гуморальный баланс. В этой части я хочу представить концепцию гуморального баланса, которая может показаться непривычным. Эта концепция гуморального баланса не о гуморальной регуляции, которая для всех известна: гуморальная регуляция — один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями. Я имею ввиду не тот процесс осуществления гуморального баланса, который подчинен нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции. Здесь я попытаюсь представить  концепцию, по которой регуляцию гуморального баланса осуществляет ум через три ньес-па – три жизненных сока – ветер, желчь и слизь. Эти три гуморальных фактора по своей природе не являются материальными, но имеют физическую опору в протяженном пространстве организма. Три ньес-па это производные пяти первоэлементов – пространство, воздух, огонь, вода и земля. Тело так же, как три ньес-па, создано из взаимодействия пяти первоэлементов.  

Жидкостное пространство организма, которое, в среднем, составляет 75 процентов веса тела, при воздействии внешних сил деформируется вместе с телом.  При пластической деформации жидкая среда вместе с телом смещается в направлении действия внешних сил. Основными силами, которые задают направление смещения, являются сила тяжести и силы инерции. Пластическая деформация тела возбуждает силы упругости, которые стремятся вернуть форму тела вместе с жидкостным пространством в начальное состояние. Силы упругости возникают и в самой жидкой среде: внутрисосудистой (кровь и лимфа) и внесосудистой, включающей межклеточную (интерстициальную) и внутриклеточную. Так как жидкая среда находится в пространствах, ограниченных фасциальными оболочками, то силы упругости возбуждаются и в этих фасциях. Вместе с фасциями в устранении пластической деформации в начальное состояние участвует и  мышечная активность в виде миотатических рефлексов, статических и статокинетических рефлексов положения тела. Считаю, ведущую роль в взаимодействии сил упругости по устранению пластической деформации, в сохранении равновесия, нормальной постуры играет фасция. Фасция обладает активными сократительными свойствами.

В медицине широко распространена концепция о фасции, как о пассивном участнике в биомеханическом поведении. Хотя возникающие в организме патологические фасциальные контрактуры свидетельствуют о наличии у фасции активных сократительных свойств. Во взаимодействии с костями и мышцами, реализующие миотатические рефлексы, фасции формируют высоко реактивную динамическую систему тенсегрити – соединение элементов конструкции тела путём натяжения.  Тенсегрити это такая каркасная конструкция тела, в которой, в целях осуществления процессов сохранения равновесия, поддержания нормальной формы тела, топографической анатомии, пластики, осуществления поведения с максимальной эффективностью и экономичностью, используются взаимодействия цельных элементов, работающих на растяжение, с составными элементами, работающие на сжатие; в такой конструкции силы растяжения компенсируют силы сжатия.

Фасция, капсулируя все, практически, отдельные элементы организма, формирует единую фасциальную систему, работающую на растяжение, тогда как отдельные элементы в этой системе работают на сжатие. Этими отдельными элементами являются не только кости, но и отдельные органы. В такой конструкции отдельные элементы как бы подвешены в невесомости, если всё функционирует нормально. Как только возникают патологические состояния, тенсегрити перестает нормально функционировать, и в организме возникают отдельные зоны с преобладанием сжатия или растяжения. В таких зонах затрудняется трансформация одного вида динамики в другой. Такие зоны называются «зоны задержки энергии (динамики)». Такие зоны создают дисбаланс гравитационного равновесия тела, так как, создавая центры с иной динамикой, отличающейся от общей, создают собственные взаимодействия с силами тяжести и инерции, и смещают центр тяжести. В этих зонах происходит изменение свойств фасции в виде ограниченности эластичности и относительной подвижности.

В научной литературе попадаются описания экспериментов с фасцией. Например, упоминается о исследовании вязко-эластичных свойств нормальных фасций Яхья и соавторов: образцы поясничной фасции человека подвергали изометрическому растяжению в течение пятнадцати минут, после чего фасцию оставляли в покое на полчаса в одних опытах, и на час в других. Затем снова подвергали растяжению. Вопреки ожиданиям экспериментаторов, сила сопротивления фасции оказывалась выше при повторных растяжениях. В этом эксперименте авторы пришли к выводу, что наиболее вероятным объяснением будет наличие в фасциальной ткани клеток подобных клеткам гладкой мускулатуры. Можно было бы этим объяснением удовлетвориться, если бы не знать, что фасции в мышечно-фасциальных цепях способны сопротивляться силе поперечнополосатой мускулатуры, сила которой намного превышает возможности гладкой мускулатуры в передаче усилий. Я полагаю, что тургор фасции поддерживается за счет осмотического давления в клетках фасции и за счет осмотического давления во внутреннем пространстве фасции. По тому, как стремительно может фасция изменять свои вязко-эластические свойства, например, когда быстро освобождается контрактуры соединительной ткани, кажется более логичным предположение, что сократительная способность фасции осуществляется за счет процессов осмоса и диффузии, а не наличия слабовыраженных структур гладкой мускулатуры.

Несомненно, на диффузно-осмотические процессы влияют химические элементы организма. Мы часто бываем свидетелями того, как психоэмоциональное состояние организма стремительно изменяет положение тела, постуру, что свидетельствует о влиянии гормонов на распределение напряжения в теле, в том числе, а может быть и в первую очередь, и на тургор фасции. Химические вещества из межклеточного пространства с жидкостью проникают в клетки за счет осмоса и изменяют внутреннее давление за счет диффузии. Ослабление фасции приводит и к изменениям состояния сухожильных нитей мышцы, что изменит параметры миотатического рефлекса.  И, может быть, не случайно в ТТМ изучение медицины происходит с помощью наглядных пособий в виде деревьев. Клетки деревьев питаются за счет осмоса. Корни растений впитывают влагу, так как она поступает туда путем осмоса. Поскольку концентрация растворенных веществ внутри клетки растения больше, чем вне клетки, то вода поступает в клетку. Клетка оказывает на стенку давление, которое называется тургорным давлением, или тургором. Клеточная стенка противостоит этому давлению.

Изменение психоэмоционального состояния приводит к изменению тургора фасции. Фасции, капсулируя все, практически, элементы живого организма, создают для этих элементов стенки. К чему приводит ослабление стенок этих элементов? Это приводит к тому, что пластическая деформация тела не полностью возвращается в начальное состояние и понемногу возникает остаточная деформация, которая изменяет форму тела соответственно действию внешних сил. Тело обретает определенную форму: остановленное падение, чаще всего — вправо и вперед. Много раз подвергаясь деформации, остаточная деформация прогрессирует, в теле возникают так называемые закрутки. Изменение вязко-эластичных свойств этих стенок еще приведет к изменению проницаемости этих стенок и, как следствие, возникнет изменение нормальной гуморальной циркуляции. По локализации фасции можно разделить на поверхностные, глубокие и твердую мозговую оболочку (ТМО). Мы различаем два поверхностных фасции: поверхностный апоневроз и суперфасция. Итого, по локализации все фасции мы разделяем на четыре: два поверхностных апоневроза, глубокие фасции и ТМО. Два поверхностных апоневроза являются стенками всего тела целиком. Глубокие фасции создают стенки всем внутренним органам, включая кровеносные сосуды (черные каналы по ТТМ), нервам (белые каналы по ТТМ) и костям.

Напомню, под действием внешних сил возникают деформации (то есть изменение размеров и формы) тела. Если после прекращения действия внешних сил восстанавливаются прежние форма и размеры тела, то деформация называется упругой. Деформация имеет упругий характер в случае, если внешняя сила не превосходит определенного значения, называемого пределом упругости. В живом организме предел упругости связан с психоэмоциональным и, как следствие психоэмоционального состояния, нейрогуморальным состояниями. При превышении этого предела деформация становится пластичной, или неупругой, то есть первоначальные размеры и форма тела полностью не восстанавливаются. При пластической деформации нарушаются не только форма и размеры тела, но и гуморальная циркуляция. Нарушение гуморальной циркуляции приводит к возникновению очагов трения между внутренними органами и, как следствие, нарушению подвижности органов относительно друг друга и развитию спаечных процессов. Упругие силы и силы трения в электродинамике проявляют себя как электромагнитные силы.

В реализации принципов тенсегрити участвуют два скелета: мягкий и костный. Костный скелет, как видно из названия, формируется костями. Мягкий скелет формируется фасциальной системой, которая служит капсулой мягким тканям внутренних органов. Костный скелет служит опорой мягким тканям, вместе с мышцами через рычажную систему создает опорно-двигательный аппарат, является вместилищем и защитой внутренних органов – таковым является общепринятое представление. Но представление целого организма через взаимоотношения двух скелетов, мягкого и костного, создает иное понимание. У человека двести с небольшим костей становятся скелетом, целой конструкцией за счет соединительной ткани: надкостницы, связок, синовиальных оболочек и суставных сумок. Костный скелет становится опорно-двигательным аппаратом через единство с мягким скелетом. Вместилищем внутренних органов, им опорой и защитой служит мягкий скелет. Я специально выделяю организующую роль фасций в организации живой конструкции, отдавая им должное значение в противодействии внешним силам. Такое представление конструкции человеческого тела более нагляднее для понимания в плане действия сил упругости при деформации и последствий этого нарушения. По-сути, мягкий скелет — это емкость для гуморального содержимого организма. Если исключить объем костей, где тоже есть жидкости организма, то в содержимом мягкого скелета жидких субстанций процентов семьдесят, и такая среда легко поддается воздействию внешних сил, что делает остаточную деформацию реально возможным.

Для противодействия силе тяжести, центробежным и центростремительным (инерционным) силам, которые действуют на человека прямоходящего на двух ногах постоянно, в организме должна быть структура, способная этим силам противодействовать физически и организационно. Такой структурой является фасциальная система. Как мне представляется, фасциальная система на ином, чем нервная регуляция, уровне осуществляет функции противодействия внешним силам и, при этом, сохранение равновесия в любой момент жизнедеятельности человека прямоходящего на двух ногах. Как мне кажется, именно фасциальная система является координатором противодействия внешним силам, включая процессы: а) поддержания общеорганизменного тургора от возбуждения вставочных нейронов спинного мозга; б) миотатический рефлекс, в реализации рефлекса активно участвуют фасции: при сокращении мышцы сухожильные нити натягиваются, что вызывает возбуждение нервно-сухожильного органа Гольджи; афферентные импульсы от интрафузальных волокон передаются через вставочные нейроны на гамма-мотонейроны переднего рога (мышечные волокна, находящиеся внутри соединительнотканной капсулы и входящие в состав веретен, называются интрафузальными); в) статические и статокинетические рефлексы:  реализация этих рефлексов осуществляется с помощью зрительных сигналов, сигналов вестибулярного аппарата и проприорецепторов.

Упругая деформация тела стимулирует систему тенсегрити к активным действиям на уровне упругих сил. Параллельно с этим уровнем противодействия деформации в противодействие включается физиология организма: костно-мягкий скелет, статические и статокинетические рефлексы. Костно-мягкий скелет противодействует: а) за счет возбуждения вставочных нейронов до 1000 Гц (по другим источникам до 1500Гц; частота колебаний: 1Гц = 1 колебание в сек), возбуждение распределяется по телу в хаотическом порядке (сложно упорядоченно) и частотно изменяется при изменении психоэмоционального состояния, пессимизм уменьшает тонус, оптимизм повышает, потому что оптимизм готовит тело к действию, в отличие от пессимизма; б) миотатического рефлекса, который постоянно поддерживает  отношения внутренних органов с мягким скелетом и с костным скелетом в тонусе; в) газообразования в кишечнике; г) тургора гуморальной циркуляции; д) вязко-эластичных свойств фасций; е) жесткости, гибкости и упругости, то есть прочности костей, которая осуществляется за счет взаимодействия органических и неорганических веществ и фасциальной надкостницы. Статические рефлексы – это те рефлексы, которые обусловливают и сохраняют положение тела и равновесие при спокойном лежании, стоянии и сидении в различных положениях.  Те рефлексы, при помощи которых человеком совершаются активные и пассивные движения и которые частично компенсируют последствия этих перемещений, называются статокинетическими. Далее я остановлюсь на этих рефлексах, потому что понимание этих рефлексов дает ключ к терапии остаточной деформации тела.

 Остаточная деформация изменяет форму тела и его размеры. При этом изменяются пространственные отношения его элементов. Следует напомнить, что по ТТМ под здоровым телом подразумевают обычное, неизмененное тело, тело без остаточной деформации. Это означает, что три сока — ветер, желчь и слизь, имея нормальные пространственные отношения, не выступают в качестве непосредственных причин расстройств. Тем не менее, болезнь естественным образом находится в организме в скрытой форме; условия, которые заставляют ее проявиться, еще не возникли, и потому три сока находятся в состоянии равновесия, а не дисбаланса. Следует отметить, что три сока присутствуют у всех живых существ. Когда три сока в равновесии, они действуют как факторы, поддерживающие здоровье. Когда происходит нарушение равновесия, они уже действуют как причины болезней. Таким образом, их функции двояки: в состоянии равновесия они являются функциями здорового тела и помогают поддерживать хорошее здоровье, а при нарушенном равновесии они становятся причинами физических и психических расстройств. Мы видим связь физического (гравитационного) равновесия такого протяженного объекта как тело с его гуморальным равновесием.

Внедрение болезни. От неведения возникают эмоции, которые называются тремя ядами, потому что они приносят страдания: желание, ненависть и омраченность. Восприятие жизни под действием этих ядов приводит человека к определенной организации своей жизнедеятельности, что приводит к созреванию условий для расстройства трех соков – ветра, желчи и слизи. Желания, от которых пленяет разум, ведут к расстройству ветра. Ненависть ведет к расстройству желчи. Омраченность ведет к расстройству слизи. Вследствие того, что созревание условий активизировали причины, расстройства через определенные области проникают в организм. Расстройство находится и распространяется в коже, затем развивается в мышцах, продвигаясь в организме, проникает в кости, доходит до плотных и полых органов. Основными путями, по которым проходят расстройства ветра, являются: кости (физическая составляющая), уши (орган чувств), пот (одно из выделений), сердце (плотный орган) и толстый и тонкий кишечник (полый орган). Расстройства желчи в основном проходят через: кровь (физическая составляющая), пот как одно из выделений, глаза (орган чувств), печень (плотный орган), желчный пузырь и тонкий кишечник (полые органы). Расстройства слизи идут по: питательному соку (очищенной части пищеварения), мясу, жиру, костному мозгу и воспроизводительной жидкости (физические составляющие), носу и языку (органы чувств), фекалиям и моче (выделения), легким, селезенке и почкам (плотные органы), по желудку и мочевому пузырю (полые органы).

Расстройство гуморальных факторов затрагивает функции тенсегрити и физиологию. Расстройство слизи, например, затрагивает костный мозг и питательный сок, которые участвуют в кроветворении, что повлияет на состояния желчи и ветра. Если исследовать отдельно желчь или ветер, мы обнаружим влияние каждого из них как друг на друга, так и на состояние слизи. Так как во взаимодействии гуморальных факторов участвуют тенсегрити (кости, мышцы) и физиология организма, то любой дисбаланс соков затронет их состояние. Из этого можно сделать вывод, что гравитационное равновесие тела, физиология организма и баланс гуморальных факторов взаимосвязаны и взаимозависимы.

С искренним салам алейкум, ваш З. Алтынбаев.