+7917-914-87-60

Целью данных размышлений является попробовать исследовать причины болезней, и на основе этих исследований выработать стратегию и тактику выявления этих причин и их устранения в целях восстановления здоровья. В достижении этой цели я буду опираться на концепцию традиционной тибетской медицины (ТТМ) на природу болезней и здоровья. Если коротко, в ТТМ считается, что качество жизни зависит от восприятия и самоорганизации: на основе восприятия стимулов среды проживания и приспособления на механизмах саморегуляции и самоорганизации человек живет, развивается, и живет счастливо или страдая; от самоорганизации зависит восприятие. 

Традиционная тибетская медицина, ведущая свою историю главным образом от буддийской медицины Индии, считает важным для здоровья поддержание в динамическом равновесии трех факторов — трех соков, называемых ветер, желчь и слизь. Лечение с целью восстановления и поддержания равновесия между этими легко приходящими в расстройство факторами осуществляется с помощью диеты, образа жизни, лекарств и вспомогательной терапии; основные методы подкреплялись практическими находками опытных тибетских врачей, применявших эту систему врачевания на протяжении тысячелетий.

Тибетская медицина считает, что независимо от того, здоровы мы физически или нет, в основе своей все мы больны. Даже если болезнь не проявляется, она присутствует в скрытой форме. Будда Шакьямуни указал на существование 84 000 различных типов приносящих страдания эмоций, таких как желание и ненависть, имеющих соответствующее воздействие на жизнь и порождающих, таким образом, 84 000 различных типов расстройств. Считается, что неведение является основой возникновения в жизни человека страданий. Все живые существа стремятся избежать страданий и быть счастливыми. Даже муравей действует таким образом, когда строит муравейник, запасается едой, чтобы быть счастливым и избежать страданий. 

Человек, как любое живое существо, пытается избежать страданий, быть счастливым. Болезни заставляют человека страдать, здоровье дает чувство счастья. И от самого человека зависит как жить: быть счастливым или страдать. Это зависит от определенного восприятия жизни, от определенной саморегуляции и самоорганизации. В живом организме на механизмах восприятия условий среды формируются механизмы саморегуляции: многие центры гомеостаза вынесены за пределы организма. Помимо механизмов стимул-рефлекс, человек, обладая волей, может организовать свою жизнь: планировать поведение для достижения каких-то целей, для этого организовать определенное восприятие. Саморегуляция происходит на принципах автоматии, самоорганизация — это продукт воли. Если саморегуляция это бессознательный процесс, то самоорганизация это сознательный процесс. И эти два принципа, вместо гармонии скоординированных действий, могут дать толчок к беспорядкам, к расстройствам. Факторами, вызывающими расстройства, являются причины и условия; последние позволяют причинам созреть и проявиться.

По ТТМ непосредственными причинами являются ветер, желчь и слизь. В основном все расстройства своими корнями уходят в духовное содержание прошлого, в прежние приносящие страдания эмоции. Это именно те психические факторы, которые, в конечном счете, ответственны за все типы расстройств. Эти приносящие страдания эмоции приводят в действие кармические силы, которые устанавливают в уме потенции, созревающие позже в виде заболеваний. Вот об этом обо всем и хочу поразмышлять далее. 

Живые существа обладают тремя аспектами: телом, речью и умом. Тело, естественно, относится к физической части живого существа, которая постоянно меняется. Тело живого существа рождается, растёт, болеет, стареет и умирает. Речь относится не только к способности говорить, но и ко всем разнообразным сигналам, которыми живые существа могут обмениваться в форме звуков, слов, жестов, позы, мимики, химических веществ – и все это для обмена информацией. 

Ум описать труднее. Это не «вещь», на которую можно указать. Как бы глубоко не был исследован этот аспект живого существа, не удастся обнаружить какой-то определённый объект, который можно было бы назвать умом. В попытках описать этот аспект бытия были написаны сотни, если не тысячи книг и статей. Однако, несмотря на все эти усилия и потраченное время, ни один человек не смог заявить раз и навсегда: «Эврика! Вот он — ум! Он локализуется здесь, выглядит таким вот образом и работает вот так». В лучшем случае столетия исследований смогли определить, что ум не имеет определённой локализации, формы, цвета или какого-либо иного физического качества, которые можно приписать, например, сердцу, мозгу, лёгким или печени.

Мы связываем ум со своим «я», говоря «я сошел с ума», при этом указываем на голову, как на место расположения ума. Тем не менее в мозге нет никакой отдельной зоны, никакого «я». В мозге нет такого «я», которое бы координировало сложно организованное поведение, планировало определенное поведение. В мозге нет такого «дирижера» в виде клетки или группы клеток, который управляет чувствами, восприятием, мыслями и другими видами умственной деятельности. Несмотря на использование самой совершенной техники, ученым не удалось найти никаких свидетельств существования подобного «дирижёра». В мозге нет никакой отдельной зоны, никакого, даже малюсенького, «я», отвечающего за координацию нейронных сетей. Хотя очевидно, что миллиарды нейронов, распределённые по всему мозгу, способны согласовывать свою активность. Такое поведение миллиардов нервных клеток можно сравнить со спонтанной координацией группы джазовых музыкантов. Когда джазовые исполнители импровизируют, каждый может исполнять немного отличающуюся музыку, однако каким-то образом им удаётся играть согласованно. 

В тибетском буддизме есть свой взгляд на природу ума: ум обозначается словом «сэм», которое можно примерно перевести как «тот, кто познает»; ум считается не объектом, а способностью распознавать, а также осмысливать полученный опыт и переживания. В то же время, буддисты понимают, что мозг, безусловно, служит физической опорой для ума, но сам ум невозможно видеть, осязать, или даже описать вербально. Так же, как зрение не сводится к физическому органу — глазу, а слух не сводится к физическому органу — уху, мозг – это ещё не ум. В буддизме есть своя точка зрения на «я» и все связанное с «я», которая для нас кажется неприемлемым, потому что мы уверены в обратном: то, что мы считаем своей личностью, «своим умом», «своим телом», «собой», – это иллюзия, создаваемая непрерывным потоком мыслей, эмоций, ощущений и восприятий. 

Другой физической опорой уму служит сердце. Сердце и мозг, обладая обширной сетью переноса электрического и электромагнитного потенциала в виде сосудисто-нервных каналов и присутствуя во всех частях тела, способствуют присутствию ума во всем организме. Есть метафора, где ум сравнивается с хромым всадником, а энергия со слепой лошадью, ум перемещается, оседлав энергию: ум видит куда нужно добраться, вернее, ум знает где нужно удержаться (ум безгранично широк и уже пронизывает все сущее), а слепая лошадь может куда угодно домчать, если ею умело управлять. В этой метафоре под энергией имеется ввиду прана (ки, ци в других традициях), которая естественным образом обладает такими же безграничными свойствами, что и ум, но эта метафора позволяет лучше понять связь ума с его физической опорой: по-сути, физической опорой ума является электромагнитные взаимодействия, возникающие и в сердце, и в мозгу; электромагнитные взаимодействия позволяют уму удерживаться там, где они возникают. При этом процессе у ума возникает функция, которая называется сознание: сознание удерживает-связывает ум с объектами. Грубое сознание, возникая из тонкого сознания, связывает ум с физическими, материальными объектами. Тонкое сознание, возникая из сверхтонкого сознания, связывает ум с «объектами» тонкого плана, чувственного мира. Для «объектов» сверхтонкого мира у ума есть сверхтонкое сознание. Хотя, буддизм считает, что все эти объекты создал сам ум. Также как и неведение, и, его диаметральная противоположность, ясность (или присутствие) — тоже создана умом. 

Неведение. Так как неведение является основной причиной болезней, то нужно подробнее остановиться на его исследовании. Неведение обычно отождествляется с невежеством. Если делать так, то мы еще больше запутаемся в причинах наших болезней, проблем. Неведение нужно понимать как отсутствие опыта. Под опытом нужно понимать совокупность чувственных восприятий, которые человек приобретает в процессе взаимодействия с объектом познания, и которые являются основой его знаний об этом объекте. Можно сказать так: опыт — это компонент познавательной деятельности ума, посредством которого обеспечивается непосредственная связь ума с познаваемым объектом. Опыт следует за намерением. Применение ума для достижения цели называется намерением. 

При этом нужно иметь правильное намерение. В буддизме правильное намерение представляется, как состоящее из трёх частей: намерение отрешения, намерение доброжелательности и намерение не причинения вреда. Три этих намерения противопоставляются трём видам неправильного намерения: управляемые чувственным желанием, управляемые враждебностью и управляемые желанием причинять вред. Из правильного намерения возникает правильный опыт. Из правильного опыта возникает реальность. Реальности можно разделить на реальность как таковую и реальность, воспринимаемую как некие формы. 

Первая реальность — как таковая — реальность для себя. Здесь реальность беспредметная, состоящая из ощущений. Восприятие непосредственное, и вытекающий из него логический вывод с их ошибками есть умозаключение для себя. Вторая реальность – это реальность предметная — это для других. Эта реальность, при передаче информации о нем другим, требует формулировок, доказательств, критики, так как при интерпретации ощущений в логические формы восприятия возникают неточности. 

Неведение — это такое состояние ума, когда ум не только не отдает себе отчета в том, каким образом вещи существуют в действительности, но и неправильно представляет природу явлений. Неведение порождает желание, которое, в свою очередь, порождает гнев, гордыню, зависть, злоречие, ведет к еще большему помрачению. Из активности этих негативных состояний ума и появляются три типа гуморальных расстройств в виде расстройства ветра, желчи и слизи. 

Возможно, покажется не логичным представлять три ньес-па как три сока, определяя взаимодействия ветра, желчи и слизи как гуморальный (жидкостной) тип взаимодействия. В Четырех Тантрах, являющимися основным руководством по тибетской медицине, изучение медицины происходит с помощью наглядных пособий в виде деревьев, называемых «Иллюстрирующие Деревья Медицины». И вполне естественно сравнивать три ньес-па с тремя типами соков, питающих дерево. Хотя ньес-па переводится как нечистоты. 

Также нужно отметить тот факт, что причиной существования человека является безначальное неведение. Силою неведения человек вовлекается в круговорот рождений, жизни, болезней и смерти. Неведение является причиной рождения существа человеком. Неведение является причиной материального бытия. Неведения является причиной болезней. Неведение является причиной смерти. 

От неведения возникают три вида «нечистот» — ньес-па: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь). От неведения возникают эмоции, приносящие страдания, которые называются тремя ядами: желание, ненависть и омраченность. От этих ядов возникают расстройства ньес-па. От желания, который пленяет разум, возникает расстройство ветра. От ненависти появляется расстройство желчи. От омраченности появляется расстройство слизи. Таким образом, даже если мы думаем, что для болезни нет причин, что мы совершенно здоровы, на самом деле основная причина болезни постоянно находится в нас.

Намерение. Опыт следует намерению, намерение следует распознаванию. Психологический словарь трактует: «Намерение — мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели». Намерение, являясь важной составляющей опыта, еще является и одним из четырех терапевтических приемов метода Биодинамическое центрирование «Касание ангела». Поэтому у пользователей этого метода должно быть правильное понимание этого состояния ума. Опыт следует намерению, намерение следует распознаванию – из этого возникает реальность. Восприятие планируется намерением, так же как намерение планируется восприятием – здесь есть взаимозависимость. Субатомные феномены, которые мы можем назвать строительными блоками «реальности» или «опыта», одновременно ведут себя и как частицы, и как волны. Квантовая механика описывает опыт не просто как единственно возможную цепочку событий, ведущих к единственному результату, а как вероятности событий и случаев. Это определенно странным образом ближе к буддийскому пониманию абсолютной реальности, в которой теоретически возможны разнообразные результаты относительной реальности. И эти результаты зависят от Наблюдателя.

По буддийской доктрине всё возникает из пустоты: из энергии пустоты возникает ясность, ясность дает рождение ясному свету. Из сияния ясного света возникают пять первоэлементов (пространство, воздух, огонь, вода, земля), взаимодействие которых приводит к появлению всего сущего. Всё возникающее из этого бесконечного потенциала – будь то мысль, слово или материальный объект – не существует истинно как ноумен, как «вещь в себе», а является результатом взаимодействия многочисленных причин и условий. Если изменить или убрать какие-то из этих причин или условий, то возникнет другое явление. Эмоциональные склонности влияют на взгляды, а взгляды определяют склонности. Принципиально это похоже на суть учения Павлова И.П. о сигнальных системах, также как взаимосвязаны восприятие и самоорганизация: восприятие организует поведение, поведение организует восприятие. От того, как реализуется эта зависимость, зависит возникнут ли условия для дисбаланса соков, или соки будут в динамическом равновесии. 

Поэтому глубокий взгляд на суть существования, полученный путем глубокого рассмотрения и проверенный через опыт, приносит реорганизацию понимания ценностей, направляющую ум к движению в сторону целей, согласующихся с новым пониманием. Требуемое для достижения этих целей применение ума и называется правильным намерением. Под глубоким взглядом можно понимать осознавание. Под действием осознавания из памяти извлекаются все свойства объекта, даже те, которые можно назвать сакральными, потаенными. Извлеченные из памяти свойства под действием осознавания модифицируются определенным образом, зависящее от состояния ума наблюдателя, то есть, осознающего. Таким же образом модифицируется опыт. Если человек заболел, то именно сформировавшийся опыт является причиной, приводящий взаимодействие соков к дисбалансу. Началом к восстановлению динамического равновесия во взаимодействии соков может стать пересмотр жизненного опыта, который может дать толчок к модификации имеющегося опыта, которое может продолжиться применением специфических техник восстановления баланса действия соков. Это сформирует опыт с оптимальным приспособительным результатом. 

 К здоровью через равновесие. — так будет называться следующая публикация, продолжение этой.  Продолжение

С искренним салам алейкум, ваш З. Алтынбаев.