+7917-914-87-60

Методические основы БДЦ.

 

Гармоническое соотношение структуры и функции организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов является основным свойством здорового организма. Земная тяжесть является постоянным экологическим фактором живого организма от эмбрионального развития, рождения и до самой смерти. Гравитация является фундаментальным физическим фактором для всех живых организмов земной экосистемы. Наличие гравитации в среде обитания однозначно учитывается в онтогенезе и филогенезе организма. Фактор гравитационного воздействия сыграл существенную роль в формировании физико-физиологических систем организма.

Контроль вертикальной позы, осуществляемый человеком на протяжении всей жизни, является важной физико-физиологической функцией организма. Вертикальное положение тела – это итог эволюции человека в филогенезе.  Необходимость поддержания вертикального положение тела в сознательной деятельности человека предполагает преодоление им силы земного притяжения на принципах автоматии, и, следовательно, позная активность составляет бессознательный операционный фон любых локомоторных актов.

Жизнедеятельность организма сопряжена с психосоматической активностью. Бессознательным операционным фоном этой психосоматической активности является позная активность. В психосоматических расстройствах бессознательным операционным фоном являются нарушение локомоторных актов, регулирующих постуральный баланс. «В регуляции позной активности мышц принимают участие разные уровни центральной нервной системы: спинальные, стволовые, корковые, организующие свою деятельность на основе переработки афферентной информации от сенсорных систем различной модальности: проприоцептивной (от стоп, голеностопных суставов); вестибулярной; зрительной; тактильной. Формируются корковые и подкорковые двигательные ответы, направленные на включение аксиальной (направленной вдоль оси, расположенной на оси – ред. Алтынбаев З.А.) мускулатуры и мышц конечностей, прежде всего нижних, что позволяет реализовать скоординированные движения по поддержанию постурального баланса» (Kavanagh J.J., Morrison S., Barrett R.S. и Kooij H., Vlugt E.)

Ясное представление о природе локомоций создал Рудольф Магнус (Rudolf Magnus). Магнус и его соратники  установили, что основным местом сосредоточения рефлекторных  механизмов равновесия является ствол мозга, и объяснили рефлекторные механизмы регуляции позы и равновесия. Было показано, что в стволе мозга имеется сложная система рефлекторных центров, обеспечивающих определенное положение тела в пространстве. При этом статические рефлексы обеспечивают нормальную позу при стоянии, сидении, лежании, а статокинетические рефлексы компенсируют смещение тела при активных и пассивных движениях. Психическая травма, на основе которой формируется психосоматическое нарушение, в первую очередь затрагивает стволовую часть мозга. Стволовая часть мозга – это то место, где «живет» психотравма: заставляет не спать, не есть, ощущать панические атаки и иррациональные мысли и поведение. Причиной, лежащей в основе различных заболеваний, является постуральный дисбаланс. А восстановление постурального баланса приводит к устранению заболеваний.

Рефлексы равновесия осуществляются благодаря возбуждению лабиринтов внутреннего уха (лабиринтные рефлексы) и проприорецепторов мышц и сухожилий шеи (сухожильные тонические рефлексы). Рефлексы положения (позы) направлены на длительное сокращение мышц для сохранения положения тела. Особая роль в этом принадлежит С1 — С3 сегментам спинного мозга. Рецептивным полем этих шейных тонических рефлексов являются мышцы и фасции шейного отдела позвоночника. Рефлекторная дуга имеет полисинаптический характер, и в ответную реакцию вовлекаются мышцы туловища и конечностей, а через центры ствола головного мозга – мышцы глазного яблока. Основной раздражитель, запускающий шейные тонические рефлексы – изменение положения головы. Результатом является рефлекторное перераспределение тонуса мышц туловища, конечностей и мышц, ориентирующих положение глаз.

Вестибулярные рефлексы дублируют шейные тонические рефлексы. Они связаны с возбуждением рецепторов вестибулярного аппарата через вестибулярные ядра. Эти рефлексы обеспечивают изменение тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве (рефлексы положения), способствуют восстановлению позы при ее изменениях (рефлексы выпрямления), а также содействуют сохранению зрительной ориентации в пространстве благодаря движениям глазных яблок.

Рудольф  Магнус,  с сотоварищами, сделал величайшее открытие: мозаика возбуждения нейродинамических сетей мозга, а, значит, и всего тела, зависит от положения головы в пространстве. Положение головы формирует рисунок функциональных связей психической и соматической активности. Положение головы в пространстве устанавливает рисунок отношений кодовой зависимости.

Вестибулярную информацию передает восьмой черепной нерв, который входит в мозг на границе продолговатого мозга и моста. Дальше продолговатого мозга и моста есть ромбовидная ямка и в углах этой ямки есть вестибулярные ядра, которые вестибулярную информацию направляют дальше в разные структуры. Первым потребителем является спинной мозг. С этим потребителем связано множество врожденных безусловных рефлексов, например, положение головы в пространстве. Оптимальным положением головы, позволяющим максимально точно считывать слуховую, зрительную, вестибулярную и другие виды информации, считается положение, при котором основание черепа и ротовая щель  параллельны линии горизонта. Установка головы один из первых рефлексов, который выстраивается у новорожденного, и педиатры пристально следят за этим процессом, потому что то, как ребеночек держит голову, является показателем созревания нервной системы.

Важнейшим вестибуло-спинальным рефлексом является экстренное разгибание конечностей при потере равновесия, при падении. Обучением локомоторным актам на основе вестибулярных сигналов занимается мозжечок. В мозжечке есть древняя часть, куда входят червь и ядра шатра. Именно здесь формируются наши двигательные навыки. Но базой, основой этим двигательным навыкам являются рефлексы положения головы и экстренного разгибания конечностей при падении. Мозжечок в процессе обучения выстраивает над этими рефлексами дополнительные нейронные сети, обслуживающие те двигательные навыки, которым человек обучился.

Часть вестибулярных сигналов идет в средний мозг и учитывается при управлении движением глаз. Другая часть сигналов подымается через таламус в вестибулярную кору большого мозга для управления произвольными действиями по сохранению равновесия. Хотя, мы мало осознаем вестибулярную информацию, но иногда возникает необходимость волевых импульсов для, например, пальценосовой пробы. Тогда кора требует у таламуса пропускать вестибулярные сигналы. Обычно таламус вестибулярную информацию блокирует.

Если идти вдоль стволовых структур мозга, то нам сначала  попадется продолговатый мозг, затем мост, средний мозг, а потом мы попадаем в промежуточный мозг, который сформирован полостью третьего желудочка, таламусом и гипоталамусом. Между таламусом и гипоталамусом в мозг входит второй черепной (зрительный) нерв. Таламус это такая информационная воронка на входе в кору больших полушарий. Множество нервных импульсов таламус блокирует, ослабляет, отвечает сам на эти нервные импульсы. Если формируется какой-то рефлекторный стереотип, то бывает очень трудно этот стереотип затормозить и заменить другим, более правильным. Это главная проблема реедукации. Реедукация, это обучение и восстановление правильного выполнения локомоторных актов.

В регуляции позы центральное место занимает отображение  внутреннего образа тела человека  системой «Я» и так называемой «схемы тела» в нейродинамических сетях мозга. Сравнение данных  двух систем позволяет «Я»  сопоставлять и совместно с нейродинамическими системами мозга обрабатывать информацию от различных биологических сенсоров, определять положение произвольной точки тела в пространстве, а также планировать позные коррекции с учетом геометрической структуры, динамических характеристик тела и динамически изменяющихся параметров окружающей среды. «Организм может отражать внешний неорганический мир не пассивно, а активно, с опережением в приспособительном механизме последовательно и повторно развертывающихся явлений внешней среды. Опережающее отражение действительности есть основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами» (К.В. Анохин). Часто у человека действие рефлекторных реакций определяется не столько истинным положением тела, сколько субъективным переживанием пространственно-временных факторов положения тела. Таким образом, чаще всего, формируется основа психосоматическим расстройствам. Психосоматика начинается с потери ощущения  пространства  и времени «здесь и сейчас».

В устранении психосоматики применяется два подхода: Холистический и гуманистический. Эти два подхода в процессе терапии развертываются тремя принципами: от общего к частному, терапия пациента в его интересах, терапия пациента за счет его ресурсов. Терапия начинается с присутствия: терапевт на состоянии внутренней радости формирует присутствие,  «здесь и сейчас» и «так как есть». Устанавливается информационное пространство: семантическое поле циркуляции информации между терапевтом и пациентом. Все действия, приводящие к освобождению организма от искаженной информации, терапевт реализует своим сознанием; физический контакт с телом пациента терапевту нужен лишь для контроля  телесной реакции пациента на воздействие сознанием. За счет перцептивного синтеза терапевт находит области с задержкой внутренней динамики, по сути, области с искаженной информацией и осознаванием их освобождает от искаженной информации. Освобождение запускается через применение принципа термодинамики: импульс возникает из неоднородности системы.  Все изменения, произошедшие в результате освобождения от искаженной информации изменяют форму отношений топографической анатомии и качество пластической анатомии. Все изменения интегрируются в ось постуры. За счет механизмов саморегуляции, самоорганизации организм пациента за счет врожденной интенции здоровья все изменения трансформирует в оптимальную жизнедеятельность. Так как оптимальная жизнедеятельность характеризуется  удовлетворением жизненных потребностей, то в организме начинают циркулировать положительные эмоции. Таким образом восстанавливается здоровье. Живой организм врожденно знает конфигурацию здоровья. Так же как врожденно знает, что такое красота, где верх, а где низ. «Срежь» патологически функционирующий стереотип и организм сам найдет нужную для здоровья конфигурацию.

 

 

 

Заключение.

 

В этой книге «Теория биодинамического центрирования «Касание ангела» даны лишь общие положения метода КА. Обучение практическому применению Теории происходит на семинарских занятиях, где подробнейшим образом рассматриваются техники применения. Психосоматика сложная проблема, возникающая из феноменов субъективного переживания заболевшего. Подобная проблема требует индивидуального подхода к каждому больному. Опираясь на эти положения Теории всегда можно подобрать индивидуальную рецептуру восстановления здоровья. Процесс этот творческий, но опирающийся на знания закономерностей бытия.

Научиться техникам БДЦ несложно. Сложно обрести мышление, позволяющее применять эти техники творчески. Обрести такое мышление мешают стереотипы. Стереотипы фиксируются в теле. По этой причине первейшей задачей терапевта является терапия самого себя, устранения искаженной информации из организма. Тогда терапия психосоматических больных станет безопасным и творческим занятием. «Семантическое поле это информационный передатчик, действующий без смещения энергии» (А. Менегетти). Информация это не материя и не энергия, попадая в организм терапевта, негативно срабатывает на принципах резонанса. Заряд психической энергии, который поражает терапевт, он получает от собственной психики. Чем «чище» терапевт, тем меньше есть у него того, что будет резонировать на информацию от пациента. Терапевт, исцеляй себя и исцелишь другого!


Назад: Метафизические основы БДЦ