I
Есть болезни, которые с трудом удается устранить с помощью традиционных для медицины способом — лекарствами. Чаще всего подобные заболевания становятся хроническими. И такие болезни часто называют одним словом — психосоматика.
Что же такое психосоматика? Самый простой ответ, который чаще всего встретится в интернете, звучит так:это направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) заболеваний. То есть, болит тело, но причины этой боли лежит вне тела, в психике. И правильнее будет называть такие болезни психосоматическими расстройствами здоровья, но народ называет просто — психосоматика.
В том, что все болезни от нервов тоже есть своя правда, но это не вся правда. Да, при психосоматических расстройствах невроз им сопутствует. Если при психосоматике, исходя из самого определения, причинами телесных, соматических проблем являются психогенные факторы, то невроз возникает не только по причине психогенных факторов, но и соматогенных. Это когда у больного человека долго не устраняются телесные недуги, то этот фактор становится причиной невроза. По причине того, что в психосоматике причинный уровень оказывается очень сложно запутанным, то устранять эту категорию болезней очень сложно.
Следующие симптомы можно отнести и к неврозу, и к психосоматике и к сердечной недостаточности:
- неприятные ощущения в грудной клетке, животе;
- ларингоспазм, ком в горле, неприятные ощущения в глотке;
- одышка, не способность сделать глубокий вдох;
- нарушение частоты сердечных сокращений;
- обострение различные кожных болезней;
- аутоиммунные дефицит (ревматоидный артрит);
- панические атаки, чувство тревоги, спутанность сознания;
- проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания суставов, искривление позвоночника;
- нарушение функций внутренних органов, эндокринной системы.
Если рассматривать человеческую природу в холистическом плане, в глобальном, так сказать, масштабе, то в наличии у человека психосоматических болезней нет ничего непонятного и удивительного. В целом человек это не только тело, а синтез ума и тела, синтез души и тела. Психосоматика у человека в наличии, а способов устранения психосоматических расстройств, кроме психиатрических в медицине и психотерапевтических в психологии, и нет.
Развитие психосоматических расстройств, и неврозов в том числе, напрямую связано с эмоциями. Слово «эмоция» по смыслу состоит из двух слов: экспорт (во вне) и моцион (движение). То есть, эмоция это движение во вне, за пределы чело-либо. И что же двигается во вне? Чувство. Чувство возникает в душе, в психике (в уме, в сознании по древнетибетским представлениям). И двигается наружу за пределы тела. Если это движение застревает в теле, то возникают психосоматические расстройства. Если это движение застревает сразу же в психике, до процесса движения в теле, то возникают психиатрические болезни. При психосоматических расстройствах болит и душа и тело. При психиатрических диагнозах болит душа, а тело редко, если никогда. Поэтому в психиатрических лечебницах лечатся душевнобольные.
В психосоматике есть очень важный момент, который позволяет перевести болезни этой категории в вполне ощутимые и понятные для физического уровня восприятие. Движения души невидимы, но видимы и физически ощутимы реакции тела на это движение, эмоции. Движение поддается наблюдению и пониманию через законы механики. Там где есть движение, там возникают закономерности. Но нужно отметить, что закономерности в психосоматике особенные и не видны без определенных навыков. Но если этим навыкам обучился, то эти закономерности вполне осязаемые и вполне вариабельные.
Много различных школ, которые обучают этим навыкам. Но я акцентируюсь лишь на том методе, чем сам пользуюсь и чему обучаю других. Этот метод называется «Биодинамическое центрирование «Касание ангела». Метод биодинамического центрирования специально «заточен» под работу с психосоматикой. И эта «заточенность» была обусловлена моей ежедневной практикой работы с больными. Моя практика складывалась так, что у меня на приеме были в основном те, кто годами лечились у различных врачей, но не получали желаемого — здоровья. То есть, люди были хронически больными и, по этой причине, в различной степени невротизированными. Было понятно, что причины болезней у этих людей находятся вне компетенции врачей, иначе бы врач смог бы вылечить болезнь. Анализ многих историй больных подсказывал, что причины болезни находятся не только в теле, а и в психике тоже, и являются неким психосоматическим конгломератом. В борьбе с недугами оставаться на тех же принципах, что и врачи, и ожидать другой результат было глупо, поэтому необходимо было выработать другие принципы устранения болезней. И самым важным в этом был принципиальный отказ от лечения болезней, а акцентироваться на восстановлении здоровья. Болезней много, а здоровье одно — проще восстанавливать одно, чем бороться с множеством.
Осмысление идей древнетибетских учений и научных работ академиков Анохина П.К. и Судакова К.В. обнаружило много общего между ними. И это принципиально общее позволило сформироваться методу биодинамического центрирования в его современном виде. На сегодняшний день метод биодинамического центрирования метод мой авторский и это синтез древнетибетских учений, научных идей, теорий академиков Анохина П.К и Судакова К.В. и моих прошлых увлечений и практик. Терапевт, работающий методом Биодинамического центрирования «Касание ангела» (КА), лечит не болезни, а восстанавливает здоровье. Здоровье, по концепции метода КА, — это способность адаптироваться к условиям проживания с положительным эмоциональным тонусом. (Определение здоровья по ак. Анохину П.К.: Норма — это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом).
Изучение этого метода и обучение специфическим навыкам работы с психосоматикой поделен на три этапа и начинается семинаром КА-1 «Глобальный подход. Ось осанки (постуры) как показатель здоровья». На этом семинаре даются основные идеи, понятия, понимание здоровья, техники, приемы и т.д. В методе используются четыре основных приема: осознавание, перцепция, внимание и намерение. Эти приемы используются при определенном состоянии сознания терапевта, которое называется присутствие. Присутствие является основной силой, за счет которого, через различные манипуляции собственным сознанием, терапевт освобождает различные зоны поражения. Этот семинар можно определить как вводящий специалиста в метод структуральной биодинамики: работа идет с опорно-двигательным аппаратом, но за счет «касаний» сознанием. На этом семинаре применяется древнейший способ обучения – прямая безконцептуальная передача знаний. Подобный способ обучения – это необходимость быстрого освоения терапевтического состояния присутствовать. Без умения быть в состоянии присутствие ни один прием не работает, метод становится ничтожным. Также на этом семинаре дается совершенно непривычная для специалистов интерпретация «живой организм» и «здоровье». Живой организм предстает не как совокупность стационарных (анатомических) систем, а как динамично функционирующая, как функциональная система с внешним звеном саморегуляции. Этим внешним звеном саморегуляции целого организма является среда его проживания. Из этих представлений вытекает иное определение здоровья и, как следствие, иные, чем принято в медицине, системы координат (стандарты) и техники взаимодействия с больным организмом в поисках здоровья. Здоровье невозможно восстановить, если не взаимодействовать с организмом в глобальном, целом его масштабе.
Следующий семинар в обучении методу — это КА-2 «Тенсегрити. Биомеханические параметры здоровья». Этот семинар все более непривычно, с точки зрения медицины, интерпретирует живой организм, представляя его как совершенную самоподдерживающуюся каркасную конструкцию. И для взаимодействия с ней специалисту необходимы некоторые знания механики. Специалист-лечебник, по-сути, становится механиком, который восстанавливает несоответствующие норме (здоровью) биомеханические параметры. Болезни из организма вытесняются за счет восстановления здоровья, а не купируются. Этот семинар все более расширяет значение осанки, ее оси на количество здоровья и понимание живого организма как функциональной системы, состоящей из системо-квантов. На семинаре знакомятся с техниками восстановления здоровья использующие такие параметры, как пять первоэлементов. Первоэлементы Пространство, Воздух, Огонь, Вода, Земля предстают системо-квантами, с которыми можно взаимодействовать так же, как с другими системо-квантами для восстановления здоровья. Даются техники работы с стационарными системами организма как с системо-квантами.
Третий этап обучения представлен семинаром КА-3 «Тенсегрити. Информационные механизмы регуляции». Этот семинар выводит клиническое мышление специалиста на уровень поиска причин проблем в здоровье (и не только) в нарушениях циркуляции информации. Потеря информационного смысла в каналах циркуляции информации приводит к тому, что организм в ответ на искаженный афферентный поток информации выдает неадекватную реакцию. В итоге, накопление таких неадекватных реакций приводит к конфликтам между такими функциональными системами как ноумен и человек. Функциональная система «живой организм человека» состоит из двух системо-квантов: сам человек и окружающая его среда. Феноменальный мир это то окружение, которое человек воспринимает через свои органы чувств, это его чувственный мир. Но в окружающей среде присутствует и ноумен – это то, что органами чувств не воспринимается, и воспринимается исключительно умом. Ноумен, обладая очень мощным потенциалом, имеет огромное значение на организм. Гравитация – это один из ноуменов. Силы природы тоже ноумены. Первоэлементы это тоже ноумены. То есть, ноумен это то, что воспринимается исключительно умом. Нас окружает электромагнитные волны различного спектра, но мы из всего этого нашими органами чувств в виде света, звуков, тепла, давления и запаха воспринимаем меньше всего лишь один процент или того меньше. То, что мы воспринимаем, называется феноменальный мир. («Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании»). Этот мир ни секунды не прекращая индуцирует на человека вызовы, на которые требуется давать ответ. Окружающая среда стимулирует, организм отвечает. Это аксиома. Помимо окружающей среды есть еще внутренняя среда, индивидуальная картина мира. Она возникает из эндогенных причин, таких как «хочу …!», например. Вторая сигнальная система (по Павлову И.П) доминируя над первой ставит фильтры на входной сигнал и афферентный поток информации искажается. Возникают множество конфликтов, влияющих на состояние организма. Как устранить этот конфликт, какие параметры восстанавливать – на эти вопросы даются ответы на этом семинаре.
В биодинамическом центрировании «все известные проблемы проанализированы иначе». Иначе не с точки зрения логики, а иначе выстраивается взаимоотношения «терапевт-пациент». В биодинамическом центрировании используются два базовых подхода: холистический и гуманистический. Чтобы удовлетворить холистический подход, нужна такая «точка наблюдения» за организмом пациента, которая бы способствовала «увидеть» человека в целом. «Увидеть» человека в его психо-физическом масштабе способствовало осмысление представления человека, как существа чувствующего. В восточной философии принято считать ум шестым органом чувств. Если перечислить органы чувств в их “естественном”, телесном порядке – осязание, вкус, обоняние, слух, зрение и ум, то заметно возрастание степени дальнодействия от прямого тактильного контакта в осязании, через зрение, воспринимающего свет далеких звезд, до ума, “ощущающего” мыслью Вселенную. Поскольку первые пять органов чувств есть модификации осязания и все контактны, то ум следует считать тоже разновидностью осязания. Но ум способен осязать, чувствовать далее представимого рассудком, обнаруживая нечто, не имеющего границ…
Комментарии: